/ Статьи / Новое в маркировке товаров

Новое в маркировке товаров

01 Январь 2020

Ни для кого сейчас уже неудивительно встречать на упаковках товаров штрихкод, который удобно считать оператору или кассиру при оплате товара.
Это происходит в считанные секунды и нам это привычно и удобно. Мы, порой, не задумываемся, что за информация закодирована в этих непонятных полосках.
А с недавних пор на упаковках появились и еще более непонятные квадратики. Вот о них то мы и поговорим в этой статье. Первым начали использовать QR-код(код быстрого реагирования)— товарный знак для типа матричных штрихкодов(или двумерных штрихкодов), изначально
разработанных для автомобильной промышленности Японии. Штрихкод— считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана.
QR-код использует четыре стандартизированных режима кодирования (числовой, буквенно-цифровой, двоичный и кандзи) для эффективного хранения данных; могут также использоваться
расширения. Сейчас все больше начинают внедрять для маркировки DataMatrix— двумерный матричный штрихкод, представляющий собой чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных
степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе. Матричный штрихкод предназначен для кодирования текста или данных других типов.
Чаще всего в промышленности и торговле применяются битовые матрицы, кодирующие от нескольких байт до 2 килобайт данных. Отличие этих кодов от линейного штрихкодирования в том, что на небольшой площади нанесения этих кодов можно закодировать гораздо больше информации, чем в обычном штрихкоде.
И сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, нам трудно будет представить товар без такой маркировки. К преимуществам матричного штрихкода этого типа относится возможность
размещения:

  • текстовой и цифровой информации;
  • номеров телефона;
  • e-mail;
  • интернет-ссылок и url-адресов;
  • любой другой нужной информации.

В общей сложности плотность размещения данных составляет до 500 млн символов на один дюйм. Алгоритм распознавания DataMatrix c 2D-технологией дает возможность закодировать в целом до 3116 цифр и 2335 латинских букв, которые вмещают в себя 1556 байт информации.

В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Для чего это, собственно, делается? Ответ напрашивается сам собой — конечно же для нашей с вами безопасности, для защиты нашей жизни и здоровья, для борьбы с нелегальным и контрафактным рынком товаров, для ведения бизнеса в прозрачной и честной плоскости. А к 2024 году правительством должна быть создана система обязательной маркировки и идентификации всей продукции и товаров, производимых в России и импортируемых в нашу страну.

Первыми в пилотный проект попали алкоголь и меховые изделия. Это позволило вывести с рынка производителей, выпускающих откровенные подделки марок и брендов, а в случае с алкоголем и просто опасные для жизни напитки. Далее, в эксперимент включили еще 10 групп товаров:

  • Табачная продукция
  • Духи и туалетная вода
  • Шины и покрышки пневматические резиновые
  • Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  • Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  • Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  • Обувные товары
  • Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

С 1 декабря 2020 года планируется перейти на полностью промаркированные молочные продукты. Прослеживаемость молока и молочной продукции-это попытка снизить и исключить процент недобросовестных производителей. Роспотребнадзор постоянно находит на полках магазинов молочную продукцию сомнительного качества, а то и вовсе не содержащую молоко.

Как происходит кодирование и маркировка товаров и как бизнесу стоит подготовиться к работе в новых реалиях? Оператором проекта выступает Центр развития перспективных технологий(ЦРПТ). Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте товара (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер самостоятельно заказывает коды и, наносит их на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ). После того, как производитель заказал код, нанес его и зарегистрировал в системе, что товар введен в оборот, его можно отслеживать черех кого и куда он был перемещен, вплоть до момента, когда он выбывает из оборота (продажа через кассу). Именно ЦРПТ занимается реализацией Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Инструментом общественного контроля выступает мобильное приложение «Честный знак». Любой потребитель, имеющий смартфон может скачать это приложение и в торговой точке, приобретая товар, может проверить его на подлинность, а также получить всю необходимую информацию о производителе, сроках изготовления и годности продукта, его составе. Что касается молока и молочных продуктов, то в DataMatrix код закодируется следующая информация:

  • код товара (если есть);
  • имя товара на этикетке;
  • четыре первых знака кода товарной номенклатуры;
  • торговая марка (если есть);
  • страна, где товар произведен;
  • тип молочного продукта;
  • чье это молоко (коровье, козье и т.д.);
  • жирность;
  • белок (в %);
  • масса или объем;
  • качественный состав со всеми компонентами;
  • глобальный идентификатор в ФГИС «ВетИС» (четвертый уровень иерархического справочника).

Любого предпринимателя в переходный период ждут значительные траты на приобретение дополнительного оборудования, програмного обеспечения, регистрацию кодов продукции и т.д. Но эти траты неизбежны и с этим придется смириться, закон уже принят и тут уж ничего не поделаешь. Но несомненный плюс от этих финансовых затрат и нововведений конечно есть, и мы все, в скором времени, это почуствуем. Снижение подделок продукции на рынке и представление качественного товара позволит потребителю доверять производителю, тем самым больше покупать его продукцию. А производитель, в свою очередь, повысит свою положительную репутацию на рынке, избавится от нечестных конкурентов и сможет отслеживать движение своего товара от коровы до кассы, в буквальном смысле. Государство же выведет с рынка недобросовестных производителей, повысит собираемость налогов, что в конечном итоге положительно скажется на экономике в целом.

Наносить DataMatrix код можно несколькими способами-непосредственно в момент изготовления продукта на упаковочный материал, этикетку или тару или при заказе печати этикетки непосредственно в типографии. Инструмент нанесения-это термотрансферные, термоструйные, каплеструйные и лазерные принтеры, а также аппликаторы этикеток с возможностью нанесения 2D-кода. Все вышеперечисленное оборудование предлагается в нашей компании. Наши менеджеры подберут для вас оптимальный, по цене и возможностям принтер, а инженеры помогут в настройке оборудования на производстве. Сотрудничая с нашей компанией вы можете быть уверены в качестве поставляемого оборудования и своевременной поддержке.